О значении и методах применения свето - и цветотерапии, используемых в ЦПС

О значении и методах применения свето - и цветотерапии, используемых в ЦПС

1 страница

Вперед к 2 странице

Ротаренко А.С., Ротаренко И.В

Научные исследования, как могут, объясняют явления природы и позволяют найти ясные и короткие пути к возможностям применения такого могучего естественного фактора как свет и цвет. Путь от научных определений до практического применения не так и далек. Свет посылает сигналы, простые и сложные, а мы внутренне реагируем на них. Если не имеем никакого представления, то реагируем непроизвольно. А если имеем – можем управлять в значительных пределах по своему желанию.

Понимая универсальное значение света, и владея языком света, можно подобрать эффективное решение многих встречающихся в жизни ситуаций.   Свет – главный физический фактор, поддерживающий жизнь на Земле. Свет представляет собой видимые электромагнитные колебания c длиной волн 780 - 380 нм, обладающие свойствами частиц (квантов, фотонов) и волн. Волновые и квантовые свойства света выражены во всех физических явлениях. Электромагнитные колебания света создают электромагнитное поле (ЭМП), которое оказывает особые воздействия на организм.

В основе фотобиологических процессов, происходящих в тканях организма, лежат фотофизические и фотохимические реакции. Фотофизические реакции обусловлены преимущественно нагреванием тканей и распространением тепла в них. Фотохимические реакции связаны с перемещением электронов на различных орбитах атомов поглощающего свет вещества.

Глубина проникновения светового излучения в биологической ткани человеческого организма зависит от длины волны. В диапазоне, соответствующем ближнему инфракрасному излучению, то есть порядка 0,74-3,0 мкм (7403000 нм) биологические ткани считаются оптически прозрачными. Максимально эта прозрачность отмечается в интервале 0,8-1,0 мкм (Л.Р.Евстигнеев 1987г.). Явление оптической прозрачности биологических тканей в инфракрасном диапазоне спектра неоднократно подтверждено в работах отечественных и ряда зарубежных авторов.

Глубина проникновения излучения зависит также от поглощения его различными тканями. В частности: кожа, подкожная клетчатка, мышцы поглощают от 20 до 30%, кости около 50%, а паренхиматозные органы до 100%энергии.

Для сравнения, лазерное излучение аппаратов, работающих в диапазоне видимого света, например, 0,63 мкм, проникает в биологические ткани на глубину не более 15мм; и уже на первых миллиметрах теряет свою когерентность и поляризованность (В.С.Синяков 1983г.).

Нет нужды доказывать, что мягкий солнечный свет весенним днем поднимает настроение, вечерние сумерки в ясную погоду располагают к созерцательному покою, умиротворению; поздние сумерки создают ощущение волшебства, тайны; тьма тяготит, а пронзительное солнце изнуряет.

При изменении физического и психического состояния человека меняются характеристики его электромагнитного поля. Распространяясь, это несущее информацию электромагнитное поле, является универсальным языком общения между организмами. С помощью зрения человек получает 90% информации об окружающем мире. Реакция организма даже на малое световое воздействие очень сильна и действенна, поскольку связь «свет – биологическое вещество» предопределена длительным процессом эволюции.

Непривычно звучит, но в природе цвета нет. Это просто одна из особенностей

восприятия человека. Цвет – это ощущение, возникающее в мозгу человека как реакция на свет определенной длины волны, попавший в сетчатку глаза.

Психологи провели немало исследований на тему влияния освещения, его яркости и спектрального состава на нашу работоспособность и настроение. Они пришли к выводу, что плохое, неправильно подобранное освещение может снизить работоспособность на 30%. Трудно оценить в процентах настроение, но оно зависит от освещения еще больше. Так, сидящего за освещенным столом человека утомляют темные углы помещения. Вот почему давно вошли в наш обиход торшеры и бра, которые обычно располагаются именно в углах.

 

История цветотерапии

Цвет - это свет, без которого немыслимо наше существование.

Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости. Цвет, проникая, таким образом, в наш организм, вызывает определенные биохимические реакции в тканях, стимулирует важные железы, в том числе гипофиз. Эта железа порождает гормоны, управляющие функциями организма: сном, сексуальным возбуждением, обменом веществ, аппетитом. Воздействуя на наш организм, цвет может стать его целителем. Наука о целительстве цветом называется цветотерапией.

Лечение цветом применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета. Так, мы находим документальные подтверждения тому, что, например, китайские врачи издревне лечили болезни желудка желтым цветом, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы.

Как свидетельствует история, связь между светом (цветом) и здоровьем человека была установлена еще много столетий назад. На протяжении всей истории цвет играет важнейшую роль в лечении болезней разной степени тяжести. Еще в Древнем Египте, в храмах Гелиополиса (города Солнца), сила цвета использовалась для исцеления. Эти храмы были ориентированы по Солнцу таким образом, что солнечный свет, проникая внутрь, распадался на семь цветов радужного спектра. И страдающий недугом «купался» именно в том цвете, который мог ему помочь. Тысячи людей ежегодно оправлялись в паломничество к Висячим Садам Семирамиды, одному из чудес света, чтобы воспользоваться целительным эффектом цветов произрастающих там экзотических растений.

Индийские врачи, практикующие Аюрведу, учили своих последователей, что каждой из семи чакр (энергетических центров на теле человека) соответствует каждой определенный цвет. Чакры, в свою очередь, отвечают за определенные органы, эмоции и духовные аспекты.

Авиценна в своем знаменитом труде "Канон врачебной науки" также писал, что истекающему кровью не следует смотреть на красное, а надобно воспользоваться успокаивающими свойствами синего цвета, дабы прекратить истечение крови из раны. Он также использовал в своей практике разноцветные мази и цветные эликсиры. В средние века в строящихся храмах использовали большие витражные окна, через которые попадали разноцветные целительные лучи.

Цветотерапия в ее современном, известном нам виде, зародилась и сформировалась в XVII веке, когда известный английский философ и математик сэр Исаак Ньютон провел ряд экспериментов с призмой и продемонстрировал, что свет представляет собой совокупность цветов видимого спектра.

Сама по себе наука цветотерапия берет начало с открытия английских ученых Дауна и Блунта (1877) лечебных свойств ультрафиолетовых лучей (лечение кожных заболеваний и рахита). Важным шагом в развитии науки стали труды американских ученых Эдвина Баббита (The Principles of Light and Color, 1878) и Плизантона, в которых описано лечебное воздействие каждого цвета спектра. Так, Баббит рекомендовал лечить красным цветом бесплодие, голубым - нервные расстройства, а желтым пользоваться в качестве слабительного средства.

Немецкий врач Георг фон Лангдорф открыл, что красный цвет расширяет сосуды, а синий - наоборот, суживает их (Die Licht- und Farbgesetze und ihre therapeutische Anwendung, 1894). Рудольф Штайнер, австрийский философ, мистик и педагог, использовал цвет в своих духовных учениях. Он основал антропософию, науку о духовном восприятии человека и развитии в человеке осознания себя в связи со Вселенной. На основе изучения антропософии были созданы школы. В помещении первого цетра по изучению антропософии были установлены окна с разноцветными стеклами, чтобы люди могли на себе испытать лечебное воздействие цветных лучей. В современных вальдорфских школах цвет используют на каждой стадии развития детей. При обучении маленьких детей применяют яркие и теплые тона, а для обучения старших используют холодные тона.

Теперь о цвете света.

Цвет и психика.

Видимое излучение, помимо теплового энергетического действия, оказывает влияние на зрительный анализатор вследствие целой гаммы разнообразных цветов, каждый из которых соответствует спектру излучения.

Различное цветовое освещение по разному влияет на нервную систему, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме. Действие света на психику человека известно, его ощущения, восприятия, влияние на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание. В солнечный день люди более оживлены, жизнерадостны, чем в пасмурный и дождливый. Во время полярной ночи у зимовщиков станций и жителей Дальнего Севера наблюдаются плохое настроение, потеря аппетита, душевное изнеможение, психозы. Напротив, жители солнечных регионов, таких, как Испания или Куба, темпераментны, жизнерадостны и потому в этих странах любят праздники, танцы, карнавалы.

Отмечена зависимость между такими, казалось бы, мало связанными между собой явлениями, как выбор цвета автомашины и поведением водителя за рулем. Так, предпочитающие красный или черный автомобиль, стремятся к безраздельному господству на трассе. Поскольку выбор цвета является подсознательным отражением переживаемых человеком чувств, неудивительно, что владельцы автомобилей серебристого или голубого цвета имеют на дороге отличное самочувствие. Шоферы лиловых или лимонно-зеленых автомобилей чаще других рискуют стать жертвами неуравновешенных водителей, которых эти два цвета раздражают, особенно в часы пик, как красная тряпка быка. Чаще других впадают в депрессию владельцы автомобилей, окрашенных в пастельные тона, в сравнении с водителями, отдавшими предпочтение ярким и броским цветам.

Азбучным примером стало наблюдение В. М. Бехтерева, что щенки, росшие в помещении с красным светом, вырастали подвижными, возбудимыми, активными, в то время как имеющие ту же наследственность щенки того же помета, выросшие в камере с голубым или синим светом, отличались медлительностью, заторможенностью, индифферентностью.

В соответствии с концепцией ассоциативного восприятия цвета, действие света базируется на ответных реакциях, связанных с ассоциативным восприятием конкретного цвета, как символа состояния окружающей среды или явления, закрепившихся в условиях жизнедеятельности человека. Ответные реакции человека на воздействие определенного цвета предполагаются аналогичными ответным реакциям на похожий цвет в естественных условиях.

Ассоциация между индифферентными цветами и цветовыми образами своего болезненного состояния весьма красноречивы. Действительно, и в русском языке определение «серый» отражает безрадостность, безжизненность, бесцветность, безнадежность жизни. Им пользуются и для характеристики других людей, их безликости, бесцветности, душевной и умственной бедности: «сер как у пожарника штаны».

Но суть нашего анализа в том, что у одного человека предпочтение цвета значительно различалось в отдельные дни. Следовательно, по выбору только одного цвета нельзя давать характеристику личности человека, его характеру: личность и характер не меняются день ото дня.

Символика цвета уходит корнями в далекое прошлое. Человек с незапамятных времен был окружен красками и испытывал на себе влияние цвета. Большинство цветов, в том числе и те, в которые окрашены, к примеру, объекты, вызывают исторически сложившиеся в обществе, в искусстве, в религии ассоциации. Восприятие цвета, отношение к нему индивидуально. А раз индивидуально, нас не может не интересовать цвет как явление, связанное с личностью. Возбуждающим является свет, ассоциирующийся с цветами, сопровождающими деятельность человека в экстремальных условиях (кровотечение, огонь, кровь, пожар, извержение вулкана): красный, оранжевый, что приводит к возбуждению, активизации физической и интеллектуальной активности.

Что известно психологии о цветах? Вот некоторые сложившиеся варианты: 

Красный цвет (противоположный - зеленый) наиболее эмоциональный и активный. Оживляет, волнует, создает ощущение теплоты. Розовея, придает женственность, темнея - мужественность, желтея - веселье, синея - загадочность. Улучшает жизненный тонус, стимулирует работу внутренних органов, повышает артериальное давление, вызывает учащенное сердцебиение. В больших количествах быстро утомляет и раздражает зрение. Красный цвет не рекомендуется использовать лицам с высоким кровяным давлением, при беспокойном состоянии. Облучение красным цветом в течение значительного времени может проявиться взволнованностью, вызвать гнев, раздражение или даже агрессию. В обиходе часто используется для обозначения опасности. Красный предпочитают те, кто испытывает потребность в возбуждении, успехе, кому недостает уверенности в себе. Выбор человеком красного цвета означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбужденную деятельность, свидетельствует о том, что он весьма чувствителен и может не только влюбляться до беспамятства, но и быть деспотом. Красный цвет направляет внимание человека на внешний мир. Он вызывает возбуждение, волнение и беспокойство, усиливает нервное напряжение, повышает уровень тревоги. Возбуждение, вызываемое красным цветом, всегда физиологично, сексуально, почему он и пользуется успехом у молодых людей. Следует подчеркнуть, что красная одежда возбуждает физиологическое, а не духовное влечение к ее носителю - она сексуально возбуждает или, если сексуальное взаимодействие невозможно, раздражает.

Оранжевый цвет пылкий и блестящий, цвет огня и солнца. Он согревает, стимулирует и также порождает возбуждение, но не внешнее, навязчивое, как красный, а внутреннее, мягкое и приятное. Оранжевый создает ощущение веселья, радости, благополучия, усиливает жизнерадостность и чувство полноты жизненных ощущений, укрепляет волю человека, делает его терпимым по отношению к другим.

Желтый цвет (противоположный - светло - пурпурный) действует возбуждающе, создает ощущение раскованности, изменчивости при отсутствии последовательности и планомерности. Ассоциируется со светом, радостью, надеждой. Золотистые оттенки напоминают о богатстве и изобилии, создают и поддерживают хорошее настроение. Предпочитающие его - люди, как правило, общительные и вежливые. В Индии желтый цвет - священный. На Западе желтый цвет часто связывают с представлениями об измене, зависти, болезни. Люди, полные надежд, ожидания большого счастья предпочитают желтый, а разочаровавшиеся - его отвергают. Желтый цвет, например, вызывает (Обухов Я. Л., 1997) как положительные (солнечный свет, золото, мед, янтарь, топаз), так и отрицательные (желтуха, моча, гной) ассоциации. Психологический аспект желтого цвета включает признание, что он соответствует состоянию легкомыслия, ветрености, безрассудства, беззаботности, что это цвет необоснованных, непроверенных утверждений (отсюда «желтая пресса»). Предпочтение в первую очередь желтого цвета в тесте Люшера говорит, согласно схеме интерпретации, о желании освобождения и надежде на счастье, о стремлении к новому, современному, будущему. Если желтый цвет выбирается последним, это трактуется как отвержение, человек разочарован, переживает пустоту и изоляцию. Желтый цвет в 36% ассоциировался с удивлением и практически не соотносился с грустью и утомлением. Желтый цвет открыт и легок, поэтому настраивает человека на интерес к внешнему миру, побуждает к контактам и активной деятельности, способствует четкому и логичному выражению своих мыслей (недаром ораторы Древнего Рима носили украшения с цитрином - желтым камнем). Этот цвет создает ощущение радости, счастья, веселья, легкости, доступности и праздничности, уменьшает напряженность в межличностных отношениях. Однако в больших дозах он может утомлять.

Зеленый цвет (противоположный - красный) ассоциируется с зеленью растительности, обеспечивающей пищу, кров, прохладу в зной и чистый воздух. Как правило, притягателен, вызывает у большинства пациентов чувство покоя, релаксации, успокоения и комфорта. Уникальность этого цвета в его промежуточном положении между теплыми и холодными цветами. Выражает скрытое внутреннее напряжение, потребность в самоутверждении. Любящие зеленый цвет обладают сильной волей и способны всегда контролировать ситуацию. Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, а также потребность производить впечатление, отстаивать свою позицию. Отвергают зеленый люди, стремящиеся освободиться от напряжения, вызванного непризнанием. В христианстве зеленый - цвет ожидания и возрождения, а в исламе - это цвет строгого и справедливого пророка.

Зеленый цвет воспринимается как свежий и влажный. Это успокаивающий цвет Природы. Повышает остроту зрения и благоприятствует концентрации внимания (не зря же в библиотеках стоят лампы с зелеными абажурами). Этот цвет повышает тонус и успокаивает, создает ощущение отдыха, оказывает слабое болеутоляющее и гипнотизирующее действие. Работоспособность повышает ненамного, зато надолго. Это самый спокойный и уравновешенный из всех цветов спектра - никуда не зовет, ничего не требует.

Голубой цвет успокаивает, понижает уровень тревоги и расслабляет, но делает это холодным, рассудочным образом, за счет серьезности, мудрости. При избыточном применении может вызвать переутомление, головную боль, ощущение холода и тоски.

Синий цвет (противоположный - оранжевый) вызывает ассоциации с цветом вечернего неба, перед временем сна, что приводит к преобладанию процессов торможения и традиционным временем ночного сна, вызывает выраженную сонливость, вплоть до засыпания. Также синий цвет ассоциируется с водой, спокойствием, чистотой, бесконечностью. Естественно, что цель синего предпочтения - удовлетворение, покой. Глубокие темно-синие тона интуитивно выбирают возбужденные люди. В помещениях, где преобладает синий цвет, биологические процессы в организме человека замедляются, понижаются температура тела и артериальное давление. Отвергают синий цвет люди, лишенные душевного удовлетворения и покоя. Синий и голубой цвета снижают аппетит, а при долгом воздействии вызывают беспокойство, переходящее в страх. Результаты ЦТО показали (Бажин Е. Ф., Эткинд А. М., 1985), что, например, 25% выборов синего цвета пришлось на термины, обозначающие состояние грусти, еще 25% на состояние заинтересованности, и не более 4% на радость, гнев, удивление и др. Синий — честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный, добрый, спокойный. Синий - это цвет самоанализа, самоуглубления, обладает гипнотическим, завораживающим действием: не зря мы все любим смотреть в синее небо или на море. При длительном воздействии оказывает тормозящий эффект на нервную систему, вплоть до угнетения, ощущения печали, усталости и утомления.

Фиолетовый цвет подавляет рациональное мышление, пробуждая вместо него интуицию. Увеличивает трудоспособность, улучшает сон, стимулирует потребность в духовном развитии. При избыточном применении возможно сильное угнетение, вплоть до депрессии. Считается, что длительное ношение фиолетовой одежды вызывает у окружающих чувство раздражения, поскольку угнетает их и вызывает ощущение тоски.

Белый цвет холодный и чистый. Оставляет ощущение бесстрастности. Этот цвет служит хорошим фоном для всех хроматических цветов, которые рядом с ним сильно повышают свою интенсивность и больше привлекают внимание.

Серый цвет - нейтральный: не привлекает к себе внимания, не вызывает никаких реакций - не возбуждает и не успокаивает, а создает ощущение стабильности тем, что отгораживает человека от окружающего мира и побуждает его к скромности, сдержанности, скрытности. Он защищает человека от переутомления, снижая, его энергозатраты. Кроме того, у людей слишком чувствительных этот цвет уменьшает чувство сопереживания, как бы прячет их в защитную оболочку и тем самым снижает риск нервного срыва.

Черный цвет производит сильное угнетающее и тормозящее действие. Как и белый, служит хорошим фоном для проявления всех хроматических цветов, которые резко усиливают все свои основные свойства.

Общий эффект при проведении стимуляции светом, определяется комплексным воздействием нескольких факторов и суммой ответных реакций на них органов и систем организма. Именно этим можно объяснить столь широкий диапазон выявленных различными исследователями терапевтических эффектов воздействия светом/цветом: антидепрессивный, седативный, снотворный, психостимулирующий эффекты, а также нормализация артериального давления, снижение утомляемости, повышение работоспособности, исчезновение головных болей, снятие стрессового состояния и т.д. Современные методики цветотерапии наиболее эффективно применяются в профилактике, терапии, реабилитации психосоматических заболеваний, неврозов, болезней эндокринной системы, а также ряда глазных болезней. Они применяются при лечении больных, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, неврозах, бессоннице, сезонных расстройствах и др.

 

Использование в быту знаний о цветах:

Синий. В ванных комнатах и туалетах для общего освещения широко используются модные сегодня синие светильники. Логично: спокойный синий свет отлично подчеркивает чистый блеск белого кафеля, сантехнического фаянса и аксессуаров из нержавеющей стали. А вот наши лица не выигрывают от синей составляющей спектра. Поэтому зеркало в ванной должно подсвечиваться белым рассеянным светом от скрытых за выступающим ограждением светильников. В таком зеркале вы видите свое лицо без скорбных теней в глазницах и под носом, а это повышает уверенность в себе.  Кстати, интересно, что первая волна моды на синий свет в ванных и туалетах имела место в послевоенной Западной Европе. Может быть, дело в том, что при синем освещении очень трудно читать типографский текст. А это весьма полезная особенность для борьбы с любителями не спеша почитать в "кабинете задумчивости"... Помните! Плафоны и абажуры глубокого синего цвета категорически нельзя применять на кухне и в столовой! Они вычленяют из светового спектра и усиливают синюю составляющую. От этого многие продукты выглядят малоаппетитно. Эксперименты показали, что даже продукты в синей упаковке хуже раскупаются в магазинах. (А птицы не склевывают семена, которые перед посадкой выдержали в синем красителе.)

Зеленый. Везде хорош, и в гостиной, и в рабочем кабинете. Хрестоматийная "Зеленая лампа" успокаивает и располагает к общению. А при свете зеленого ночничка в спальне очень сладко спится. В детской, погруженной в мягкий зеленый свет, отступают ночные страхи, и комната кажется загадочной, сказочной.

Красный. Светлые тона красного, если не переборщить, мобилизуют и поднимают настроение. Они хороши для гостиной, прихожей, приемной в офисе.

Фиолетовый. Глубокий фиолетовый свет очень красив, психологи считают его цветом творчества. Его выбирают люди с нестандартным мышлением. Как правило, яркое световое пятно необычного цвета должно быть в интерьере одно. Гроздья разноцветных светильников, которые сейчас тоже в моде - это для молодых. Пожилые любят нейтральные цвета, для них хорош желтый и светло-желтый цвет; они предпочитают свет давно привычной, такой домашней лампочки накаливания. Еще они любят молочно-белые плафоны и осветительную арматуру классического дизайна.

Эмоциональное, или психологическое, воздействие цвета не так легко проанализировать, как и физиологические процессы, возникающие в результате цветовосприятия, а между тем большинство из нас отдает предпочтение определенным цветам и считает, что цвет влияет на настроение. Многие находят затруднительным жить и работать в помещениях, цветовое оформление которых кажется им неудачным. Цвета разделяют на сильные и слабые, успокаивающие и возбуждающие, даже на тяжелые и легкие.

Цвет изменяет наше представление о действительных размерах предметов, причем цвета, которые кажутся тяжелыми, уменьшают эти размеры. Из равновеликих квадратов самым маленьким кажется красный, синий – побольше, белый – самым большим. Французский трехцветный флаг обычно представляет собой синюю, белую и красную вертикальные полосы одинаковой ширины. А на кораблях соотношение этих полос меняют – 33:30:37, чтобы на расстоянии они казались равными.

Исходя из симпатий и антипатий к одиночным цветам и цветовым парам, можно до некоторой степени точно предсказать впечатление, которое произведет на человека цветная абстрактная композиция. Некоторые психологи считают, что отношение к цвету на таком примитивном уровне имеет биологическую основу и оказывает влияние на более сложные эстетические суждения человека о картине или фотографии как цветовой композиции.

Нас, конечно же, поражает не общность функций цвета в различных культурах, а их несхожесть. Во многих странах, например, белый цвет – традиционно свадебный, а в некоторых – траурный. Европейца или американца не удивит, что в костюмах и гриме вьетнамских оперных актеров красный цвет символизирует гнев, но он ни за что не догадается, что белый цвет – символ предательства, а черный – смелости.

Эксперименты показали, что людям вообще свойственно приписывать цветам некоторые качества. Выбор качества зависит в некоторой степени от особенностей культуры и образа жизни. Опрос по схеме «хороший - плохой» показал, что в Азии к белому цвету относятся с большим почтением, чем на Западе. Желтый цвет, более чем где-либо, почитают в Таиланде – возможно, причины этого кроются в религии. А в странах с засушливым климатом зеленый цвет считают сильным. Однако общее впечатление таково, что у «значений», которые имеет цвет в разных культурах, больше общих черт, нежели различий. Серый, желтый и белый, как правило, считают слабыми цветами, а красный – сильным и активным. Синий почти повсюду расценивают как «хороший» цвет. В своем восприятии цвета и отношении к нему люди, по-видимому, очень похожи друг на друга.

Бесконечное разнообразие цвета можно упорядочить при помощи аналитической терминологии, основанной на некоторых словах, которые сначала использовали художники, а затем переняли у них и уточнили ученые. Обычно принято говорить о трех «измерениях» цветности, о трех ее свойствах, которые могут изменяться независимо друг от друга и при помощи которых, если их выделить, можно дать определение любому цвету. Эти три измерения называют по-разному, в частности, так: цвет, насыщенность и яркость ( система R-G-B ) .

Человеческий глаз не способен реагировать по-разному на все сочетания световых лучей, которые попадают на его поверхность, поскольку в сетчатке глаза есть только три вида колбочек-клеток, воспринимающих цвет. Например, при относительно слабом освещении человек видит желтый цвет, если в глаз попадает небольшая часть лучей из желтой области спектра. Но точно так же глаз реагирует и на определенные смеси красных и зеленых лучей. Белый солнечный свет состоит из всех лучей спектра, однако хороший белый свет можно получить также при смешении лучей только двух длин волн – из красной и сине-зеленой частей спектра.

Каждый воспринятый глазом цвет может соответствовать огромному количеству сочетаний длин волн, более того, ограниченное число цветных световых лучей с данной длиной волны может дать при смешении в различных пропорциях почти любой цвет. Это факт первостепенной важности для полиграфистов и дизайнеров, так как на нем основаны практически все современные методы воспроизведения цвета на мониторе и бумаге.

Теория цветового зрения.

Цвет предметов, окружающих нас, воспринимается только при видимом свете, который представляет собой электромагнитные колебания очень узкого диапазона длин волн (400-700 нм) и включает три зоны: синюю (400-500 нм), зеленую (500-600 нм) и красную (600-700 нм).

Солнечный свет, как установил Исаак Ньютон в 1666 г, проходя через призму, преломляется и разлагается, превращаясь в расходящийся многоцветный луч, состоящий из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Распространение света происходит во всех направлениях в форме мельчайших энергетических частиц, называемых квантами света или фотонами. Человек воспринимает свет благодаря своему зрительному аппарату (глазу) и мозгу. Рассмотрим подробнее строение в функции человеческого глаза.

Следующая страница

1 страница

Вперед к 2 странице

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс timecps.net